Страницы истории. По дороге жизни

19 января 2016 г. в 20:03

Фото из архива ОАО «Автоколонна № 1260»

Категория: Общество

21 января исполняется 80 лет со дня организации первого грузового транспортного предприятия в столице Хакасии — Абаканской автобазы «Союзсовхозтранс». Сегодня это ОАО «Автоколонна № 1260». С октября 1985 года предприятием руководит Александр Минчук.

В 1935 году при наркомате сельского хозяйства СССР для обслуживания совхозов создаётся всесоюзная контора по эксплуатации автотранспорта «Союзсовхозтранс». В Красноярске было отделение этой конторы. 21 января 1936 года в Крутояре была организована автоколонна «Союзсовхозтранс». Она располагалась на железнодорожной станции Красная Сопка на территории Крутоярского совхоза Красноярского края. В совхозе для автоколонны выделили небольшую территорию. Автоколонне передали 40 автомашин из Крутоярского, Назаровского и Сталинского зерносовхозов. Перед предприятием стояла задача перевозить сельскохозяйственные грузы совхозам Красноярского края. Директором был назначен Николай Емельянович Знаменщиков.
Помощниками в организации предприятия стали его заместитель Виктор Степанович Коломейцев, начальник эксплуатации Никанор Николаевич Кузнецов, технический руководитель Иван Сергеевич Демченко, секретарь парторганизации Алексей Фёдорович Громов, механик авторемонтной мастерской Леонид Яковлевич Бондаренко. В числе первых водителей автоколонны были Тимофей Иванович Находкин, Николай Игнатьевич Никифоров, Дмитрий Семёнович Шкилев, Михаил Климентьевич Компаниец, Василий Иванович Даниленко, Максим Никитович Юхновец».
В 1937 году Крутоярская автоколонна была переведена в Абакан. В связи с переездом её переименовали в Абаканскую автобазу. В автобазу сразу же была передана Абаканская ремонтно-транспортная мастерская (РТМ). На 1 января 1937 года в автобазе «Союзсовхозтранс» имелось 46 грузовых автомашин. Через год автопарк увеличился до 77 машин. Численность работающих составляла 82 человека, в том числе 61 шофёр, из них всего четыре человека имели первую и вторую категории.
Из-за отдалённости зерносовхозов от Абакана (расстояние — до 600 километров) автобаза производила большие переброски автопарка в оба конца. Иногда при затяжной уборочной из-за обильного снегопада автопарк был вынужден зимовать в зерносовхозах. Из отдалённых районов машины в Абакан вывозили по железной дороге. Но в 1937 году железная дорога не предоставила платформы, в результате не смогли вывезти десять машин из Ужура и три — из Копьёва.
В 1938 — 1939 годах на предприятии построили склад запчастей, кузницу, нефтехранилище, вулканизационный цех, пристройку к ремонтным мастерским. Автобаза имела электростанцию, котельную, мастерскую на одновременный ремонт 12 машин. В штате автобазы была своя пожарно-сторожевая охрана. В первую очередь построили барак-общежитие для водителей. Позже — одноэтажный и двухэтажный жилые дома.
Для уборки хлеба с полей совхозов в автобазе образовали пять автоколонн. Это Балахтинская № 1, Балахтинская № 2, автоколонна № 3 «Сталинец», Новосёловская № 4, Абаканская № 5. Возили собранное зерно от совхозов до приёмных пунктов «Заготзерно». Предприятие обслуживало преимущественно сельское хозяйство, но также возило лес, стройматериалы и другие грузы, здесь ремонтировали техническое оборудование для других организаций. Машины автобазы работали не только на территории области, но и в Назарово, Крутояре, Ужуре...

В 1938 году в Абакане создаётся второе транспортное предприятие — автоотряд «Союззаготтранс» (министерство заготовок СССР). Автобаза и автоотряд на протяжении нескольких десятилетий были крупнейшими грузовыми автомобильными организациями города.
В том же 1938-м Госавтоинспекция Хакасской автономной области рассматривала готовность автопарка к уборочной кампании. Осмотр показал, что автопарк находится в плохом состоянии, машины не ремонтируются, простаивают, не обеспечены резиной и запасными частями. К тому же автомобили ремонтируются под открытым небом. В автохозяйствах не строят гаражи. Отметили, что в зимний период парк снова останется на улице под снегом и машины станут разогревать кострами.
К слову, в это время в Хакасии начинается разработка Кибик-Кордонского мраморного карьера — крупнейшего месторождения декоративного мрамора в России. И машины автобазы «Союзсовхозтранс» вывозили отсюда мрамор для отделки Дворца Советов в Москве.
Вывоз мрамора с места разработки до железнодорожной станции проходил при отсутствии трактовой дороги. От месторождения до Абакана шла просёлочная дорога, около половины пути по гористой тайге. Тяжёлые условия работы машин осложнялись глубоким снежным покровом. Путь в 260 километров (в оба конца) преодолевался в течение пяти-шести суток.
В сентябре 1939 года на период уборки урожая в автобазу прибыли 19 шоферов из Воронежского отделения «Союзсовхозтранс». Их закрепили работать на машинах во вторую смену. Такие дальние командировки для оказания помощи в то время практиковались в системе «Союзсовхозтранса». Наших водителей отправляли помогать в Курган. Или в 1938 году в Челябинскую область отправили автоколонну Красноярского отделения, руководителем которой был назначен заместитель директора Абаканской автобазы В. Коломейцев.
19 марта 1939 года по инициативе шофёра автобазы «Союзсовхозтранс» Андреева и госавтоинспектора А.И. Камазакова бюро Хакоблисполкома принимает решение организовать автопробег по маршруту Хакассия — Владивосток в количестве 13 автомашин. А.И. Камазакову поручили подбор участников автопробега в количестве 30 человек: 16 водителей, командир пробега, политрук, военрук, два помощника по технической части, два автомеханика, два слесаря, заправщик, радист, врач, культмассовик и корреспондент. Пробег должен стать расследованием пути и наилучшего прохождения автомобильного транспорта на случай военных действий, требующих необходимой помощи в подкреплении Дальневосточного Краснознамённого фронта.
В 1920 — 1930-е годы часто намечались грандиозные планы и неосуществимые проекты. Даже сейчас трудно представить, как смогли бы примитивные машины тех лет проехать такое огромное расстояние в условиях полного бездорожья. Сведений, которые бы подтвердили, что автопробег состоялся, не найдено.
В 1939 году начался вооружённый конфликт у реки Халхин-Гол. Возможно, автопробег не состоялся из-за военных событий в этом регионе.
Водители Абаканской автобазы принимали участие в боевых действиях на Халхин-Голе. В мае 1939 года была сформирована автоколонна из лучших водителей Абакана и Минусинска для работы на бездорожье и грунтовых дорогах Монголии. Наши машины доставляли солдат, боеприпасы и технику от станции до места назначения.
Маршал Георгий Жуков дал оценку подвигу водителей в той операции: «В условиях изнуряющей жары и сухих ветров круговорот транспорта в 1200 — 1300 километров длился пять дней. Чудо-богатыри шоферы делали практически невозможное».

В конце 1939 года возникает вооружённый конфликт между СССР и Финляндией. На финский фронт из Хакасии были отправлены люди и транспорт. Из 323 машин, имеющихся в городе, в армию поставлено 115. В автобазе «Союзсовхозтранс» из имеющихся 80 машин мобилизовано 33. В армию 16 января 1940 года отсюда были призваны 40 человек.
Постепенно автобаза расширялась, на территории построили диспетчерскую, склад, гараж, стоянку для автомашин, подсобные помещения, организовали техобслуживание автомобилей. Была и заправочная колонка, сами обеспечивали и заправляли машины бензином. В это время на весь город была одна бензинораздаточная колонка, ёмкостью 27180 литров.
22 февраля 1941 года Н.Е. Знаменщикова отозвали в распоряжение краевого отделения, он сдал дела своему заместителю В.С. Коломейцеву. 27 мая В.С. Коломейцева призвали на военные сборы, и директором автобазы «Союзсовхозтранс» был назначен Л.Я. Бондаренко.
В 1941 году началась война. В армию мобилизовали более половины автомобилей, имеющихся в городе. Первые поставки машин показали, что транспорт находился в плохом состоянии, резиной были обеспечены всего на 30 — 40 процентов. Приёмо-сдаточные пункты вынуждены были заниматься не приёмом техники, а организацией ремонта автомашин. Для Ачинского и Красноярского гарнизонов отправили 210 грузовых машин, а требовалось 308. Для Минусинского гарнизона отправили 72 автомашины, из них приняли только 13, остальные были возвращены из-за некачественной резины и требуемого ремонта. Эти обстоятельства требовали срочного решения с ремонтом автомашин.
Самым трудным испытанием стала война. В 1941 году на автобазе сформировали из профессионалов-водителей и отправили на фронт автомобильный батальон. В числе первых уехали воевать Т.И. Находкин, Д.С. Шкилев, А.Т. Полежаев, И.С. Литвяков, Е.И. Лазицкий, М.К. Компаниец, А.Ф. Громов. А надобность в автомашинах не уменьшилась: надо было убирать хлеб с полей совхозов, заниматься грузоперевозками. Большую часть коллектива во время войны составляли женщины, которые работали водителями наравне с мужчинами, правда, на полуторках в дальние рейсы их старались не отправлять.
Это Анна Резникова, Галина Третьякова, Клавдия Мосиалова, Мария Курячева, Татьяна Багацкая, Мария Морозова, Мария Екимова, Дарья Захаренко, Дарья Ивашкина и многие другие. Начиная с 1944 года предприятие оказывало помощь братской Туве. В Кызыл и сегодня дорога непростая, а в то время через крутые перевалы на своих стареньких машинах ЗИС-5 и ЯК-4 возили сельскохозяйственную технику, а из Тувы везли для фронта продукты питания и одежду. Автобаза приняла активное участие в оказании помощи техникой и кадрами в организации автотранспортного предприятия в Кызыле.
Многие фронтовики автобазы за героизм, проявленный во время сражений, отмечены правительственными наградами. Т.И. Находкин награждён четырьмя орденами Красной Звезды и Оте­чественной войны. Героизм Д.С. Шкилёва отмечен орденом Славы I степени и другими медалями. И.С. Литвяков награждён орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, А.Ф. Громов — орденом Отечественной войны II степени и медалями.
Коллектив автобазы принимал непосредственное участие в оказании помощи фронту. Работники «Союзсовхозтранса», как и все трудящиеся Хакасии, в годы войны жили с одной целью: «Всё для фронта! Всё для победы!» Работали в две смены без выходных, перевыполняя плановые задания. Проводили сбор денежных средств, перечисляли дневные заработки в фонд обороны страны. Для отправки на фронт бойцам работники автобазы приносили кто что мог: тёплую одежду, бельё, продукты...

В «Советской Хакассии» в 1944 году было сообщение: «Сталину И.В. отправлена телеграмма: «Работники автобазы «Союзсовхозтранс» внесли 11800 рублей и облигаций на 55230 рублей на строительство эскадрильи «Автотранспортник востока».
Война закончилась. Воинов-победителей в городе встречали организованно. Например, автобаза «Союзсовхозтранс» и автоотряд «Союззаготтранс» обеспечивали своевременную доставку демобилизованных из Красной Армии со станции Абакан к месту жительства. В ноябре число демобилизованных, прибывающих на станцию Абакан, увеличилось. На период замерзания Абакана и Енисея были выделены машины для перевозки демобилизованных от реки Абакан до Енисея. А чтобы перевозить дальше, обратились в исполком крайсовета и в крайком ВКП(б) обязать руководство Минусинского района и города выделить машину, которая бы ежедневно курсировала от реки Енисей до Минусинска.

В послевоенный период на предприятии интенсивно развивается материально-техническая база: строится новое здание мастерских, профилактический блок цехов, новое помещение конторы, мойка, а также жильё для рабочих. За высокие достижения в труде автобаза неоднократно награждалась. В 1947 году она получила переходящее Красное знамя краевого отделения «Союзсовхозтранс». Во всесоюзном соревновании автобаз «Союзсовхозтранс» Абаканская заняла первое место за первый квартал 1948 года. За эту победу директору автобазы Л.Я. Бондаренко в Москве было вручено переходящее Красное знамя ВЦСПС и министерства совхозов СССР.
На смену устаревшим автомобилям пришли новые: ЗИС-150, ЗИС-110, ЗИС-585, ГАЗ-53, ГАЗ-93. В 1958 году началась реорганизация транспортных организаций. Произведено укрупнение предприятий: практически весь грузовой транспорт Абакана был собран в два крупных автохозяйства № 2 и № 3. Автобаза «Союзсовхозтранс» преобразована в автотранспортное хозяйство № 3, в 1962 году переименована в Автоколонну № 1260.
Приказом краевого управления автомобильного транспорта от 18 марта 1959 года в городе создан Абаканский автотранспортный трест, в ведение которого был передан весь автопарк области.
Управляющим треста назначен Гаврил Андреевич Пономаренко. Совпадение, но этим же приказом в Канске тоже был создан автотранспортный трест. Управляющим Канского треста назначен Николай Емельянович Знаменщиков, первый директор Абаканской автобазы.
В 1960-х годах построено двухэтажное здание административного корпуса. В 1974 — 1975 годах строится профилакторий на 400 грузовых автомашин и новый крытый воздухогрев. На смену устаревшим автомобилям пришли новые — семейства ЗИЛ и Камаз. Строятся новые боксы для ремонта с подъёмно-транспортными механизмами, эксплуатируется новое металлообрабатывающее оборудование. В автоколонне налажены перевозки грузов в 20-тонных контейнерах. Коллектив автоколонны принимал активное участие в освоении целинных земель Хакасии и юга Красноярского края.
В те годы широко были распространены семейные династии, на автобазе работали по три-четыре человека из одной семьи. Это семьи Демченко, Козловых, Подшиваловых, Громовых. В автоколонне было много ветеранов войны и труда, проработавших всю жизнь на родном предприятии. Это супруги Фалинские — Казимир Константинович и Анна Прохоровна, Компаниец — Михаил Клименьевич и Олимпиада Сергеевна, Сергей Артемьевич Сафронов, Александр Васильевич Якимов, Александр Михайлович Коновалов и другие. Многие отмечены правительственными наградами. Фёдор Трофимович Козлов в 1945 году пришёл 15-летним подростком. На предприятии работали его отец и братья. В 1995 году в честь 50-летия трудовой деятельности Фёдору Трофимовичу присвоено звание «Заслуженный работник транспорта России».

В 1984 году на предприятие пришёл Александр Минчук. Много добрых слов можно сказать о ветеранах предприятия. Например, более 40 лет работает в автоколонне (с 1972 года) начальник отдела кадров Николай Молодцов.
23 июня 1993 года зарегистрировано ОАО «Автоколонна № 1260». В этом же году акционерным обществом открытого типа становится «Автоколонна № 1259». За время перестройки, не выдержав конкуренции, АООТ «Автоколонна № 1259», как и большинство предприятий, не смогло приспособиться к новым условиям. В феврале 2003 года принято решение о ликвидации Автоколонны № 1259.
Автоколонна № 1260 пережила трудные 1990-е годы, выжила в новых экономических условиях и продолжает работать. И это во многом благодаря Александру Андреевичу Минчуку, который уже 30 лет бессменно возглавляет предприятие.
В автоколонне бережно относятся к своей истории, хранят архивные документы с 1930-х годов и фотографии. В кабинете Александра Андреевича на стене висят портреты всех руководителей предприятия за время существования Автоколонны № 1260:
1. Знаменщиков Николай Емельянович (1936 — 1938), (1939 — 1941).
2. Максимов Николай Александрович (1938 — 1939).
3. Бондаренко Леонид Яковлевич (1941 — 1959).
4. Денискин Михаил Васильевич (1959 — 1963).
5. Лавенков Михаил Васильевич (1963 — 1965).
6. Алонцев Юрий Петрович (1965 — 1969).
7. Жилкин Яков Михайлович (1969 — 1970).
8. Кожуховский Эдуард Петрович (1970 — 1972).
9. Валетенко Сергей Иванович (1972 — 1975).
10. Щетинин Николай Павлович (06. — 08.1975).
11. Волков Петр Николаевич (1975 — 1978).
12. Похабов Анатолий Петрович (1978 — 1981).
13. Акулов Степан Ефимович (1981 — 1983).
14. Бервальд Александр Адоньевич (1983 — 1985).

ОАО «Автоколонна №1260» является сегодня единственным предприятием, которое дожило до наших дней. И является единственным предприятием, которое имеет такую богатую историю.


1947 год. Л. Бондаренко, А. Громов, И. Демченко (слева направо)


1940 — 1950-е годы. Контора автобазы «Союзсовхозтранс»


1940-е годы. Ремонт автомашин для Красной армии

Лидия БЕЛОУСОВА, председатель историко-архивного клуба «Краевед Хакасии» Национального архива РХ

Оставить комментарий